Отправлено: 31.01.06 21:09. Заголовок: Кабельтов или малый кабельтов?
Извините за тупой вопрос- в военно-морской литературе какой кабельтов применется при описаниях малый или обычный??? Причина спора: > > 13.Тонина Ольга Игоревна >> > 12.Неменко Александр Валериевич.
Ну что ж разберем ком по винтикам. Прежде всего о моей морской квалификации:
1. Инженер -кораблестроитель (ЛКИ) 2. Инженер-электромеханик (СНТУ) Достаточно долго ходил в моря, по ВУС командир БЧ 5 корабля 3 ранга, В порту Инчхон был не с линейкой, а на борту судна (сейчас это порт с населением ок.2 млн человек), проходная осадка по фарватеру в порту при отливе 18,2 м при ширине фарфатера 11 кабельтовых ( для сухопутных поясняю кабельтов это 219,4 метра)
Да, батенька, это у Вас в КБ"Черноморец" кабельтов 219,4 метра??? Даже в сухопутной Москве кабельтов это 185,4 метра. Интересный Вы моряк после этого!!!! Неменко Александр Валериевич. (odissey@ultra.sevsky.net) 2006/01/30 23:21 [ответить] > > 15.Тонина Ольга Игоревна >> > 14.Неменко Александр Валериевич. >>> > 13.Тонина Ольга Игоревна Типичная ошибка сухопутного человека: Барышня мы говорим о морском кабельтове , а не о малом http://www.ru.convert-me.com/ru/convert/units/length/length.cable.ru.html малые кабельтовы в измерении расстояний на море используются редко .
Скан Senna: Что смушает, что никаких упоминаний в интернете о миле в 7200 фт. я так и не нашел.
Ольга Обычные, в 185 с копейками метров. В любом случае, Ваш опонент из первого поста явно врал. Никакими "длинными" кабельтовыми в росийском/советском флоте он пользоваться не мог.
Теперь карты. Есть французкая карта карибского региона 1806 года:
На ней даны масштабные шкалы
Теперь желающие могут измерить длинну, например Ямайки (у меня по современным картам получилось 234км)
Правда у меня в итоге получается какая-то чушь: 1 английская миля=1170м; 1 географическая миля=1385м; 1 морское лье=4141м; 1 французкое лье = 3305м; и еще какое-то лье (не могу перевести, т.к французкий не знаю) = 7905м. Возможно карта неточная :(
Для того, чтобы можно было, определить масштаб карты, не могли бы Вы сделать скан в одном масштабе (что-бы не возиться с переводом), следующих частей карты: бокового обреза карты с градусной сеткой, как можно более большой по высоте, и того места где находятся масстабные линейки.
цитатаНу как -то интересно: переходим сразу на личности: "Неуважамый" я в ваш адрес выпадов не делал. В таком тоне , молодой чловек я с вами общаться не собираюсь. Мы обсуждаем техническую проблемму. Был задан вопрос и если я не ошибаюсь не вами. Я отвечал Ольге. Это ваша обычная манера общения? Или вы не умеете признавать ошибок?
А скажите, пожалуйста, как можно уважать человека, который не может правильно пересчитать коэффициент. 1 узел = 1,852 км/час 1 узел = 1,150779 миль/час По поводу выпадов, загляните на ветку, где обсуждаются "Севастополь", посмотрите какие эпитеты приписывают друг другу спорящие. Если "Мы обсуждаем техническую проблемму", то давайте сначала научимся нелать элементарные арифметические действия. "Или вы не умеете признавать ошибок", КАЮСЬ, в горячке написания сообщения, на меня оказала влияние магия цифр, Штурман пишет:
цитатаХотя мне кажется вас совершенно это не интересует. Итак, изначальный вопрос с кабельтовым закрыт.
Меня интересуют, "откуда растут ноги" этого кабельтова. И вопрос отнюдь не закрыт.
Senna пишет:
цитатаИзвините , г-н Штурман , а в чем грязь?
Грязь в том, что неизвестно что, выдают за правду. А Вы на себя подумали? Senna пишет:
цитатаВы мне приводите современую штурманскую карту издания МО главного управления навигации и океанографии , для чего?Или вы хотите сказать, что она дореволционная?
Там написано, что она современная, и привел я ее против высказывания что "малые кабельтовы в измерении расстояний на море используются редко". Я бы с удовольствием привел Вам английскую карту, но мне не удалось добиться единства места трех вещей: себя, сканера и карты. Кто может сделайте - нужен небольшой кусок бокового среза карты с градусной сеткой. Senna пишет:
цитатаСпрашивайте далее у своих "Знающих" людей
Я сказал не "знающих", а "профессионально занимающихся" разницу улавливаете? А штурман с УПС "Мир" - это как "знающий" или знающий? мамай пишет:
цитатаОбсуждают то здесь, как выяснилось, не современный флот, а дела давно минувших дней. :-)))
Если Вы внимательно прочтете первое сообщение, то увидите, что и то, и то. Леха пишет:
цитатахотя изначально миля не была приявязана к угловым величинам
Извините, я не понял это Ваши слова, или Вы кого-то цитируете? А по сути - посмотрите мое сообщение Там сказано, "Миля, как мера длины дуги меридиана в одну угловую минуны, предложена Г. Меркатором в 1569 г." Как видите привязана, и именно изначально. Леха пишет:
цитатаЛаг ... 60 футов...
Смотрите выше "...Лаглинь был разбит на отрезки по 50 футов 8 дюймов...длину узла следует уменьшить и принять равной 48 футов..." Ulmo пишет:
цитатаВ результате изучения выяснил что в США при измерении глубины действительно применялся кабельтов равный 120 морским саженям, т.е 219.456 м
На той карте, что я держал в руках, написано "Depth in furlong"
Домашнее задание для, Senna! 1. Что такое артиллерийский кабельтов? 2. Какова его длина? 3. Для чего и почему он введен (придуман)? 4. Почему его длина именно такая?
цитатаМорская миля 2192 м (Англия, Япония, Россия (только до 1917 года, и только в морских документах))
Возвращаясь к прочитанному. Так оказывается большевики и морскую милю отменили? Номер декрета или постановления, пожалуйста! И учтите я буду проверять. Ольга пишет:
цитатаОднако, должна заметить, что дискуссия приобрела жесткий характер, уже и здесь в техническом споре эмоции проскакивают!
Уважаемая Ольга! Кто-то из великих физиков сказал: "Новые физические законы побеждают не потому, что они верные, а потому, что приверженцы старых вымирают!.
Уважаемая Ольга! Выражаю Вам горячую признательнось за выложенную ссылку на карты. Этим Вы забили гвоздь (по самую шляпку) в гроб ВСЕХ Ваших оппонентов. И на этом "изначальный вопрос о кабельтовых" действительно должна быть закрыт. Ибо если это их проймет, и они не посыпят свою голову пеплом, и не удалятся тихо в монастырь замаливать свои грехи, то им надо обращаться не на этот форум, а в Степанова-Скворцова.
Ольга, Вы выполнили сразу два условия: привели скан английской карты, и старой английской карты. Может быть все ниже изложенное Вы и знаете с пеленок, и оно покажется Вам детским садом. Но какой же штурман откажется шикануть знаниями перед барышней.
Итак, начинаем.
На нижнем обрезе карты написано «London. Published at the Admiralty 15 Dec 1884…», и далее там же «Large correction August 1885. May 1900». Это означает: - что это АНГЛИЙСКАЯ карта; - что она издана в 1884 году; - что была произведена большая коррекция в 1885 и 1900 годах.
В правом верхнем углу находится название и описание карты, там указано: - место этой карты (море, побережье, порт) – с вашего позволения я не буду перепечатывать английский текст – он обширный и мелкий; - кем и когда сделаны измерения; - обозначения грунта на карте; - правила указания высот надводных и обсыхающих объектов; - к какому году приведено магнитное склонение - что глубины в фатомах.
По левому боковому срезу карты идет градусная сетка. Около нижнего угла проведена горизонтальная черта у которой проставлены цифры 37 гр. – это 37 параллель северной широты. От нее вверх по обрезу карты идет шкала. Пропустив три черных и два белых прямоугольника, упираемся в цифру 5’, это 37 градусов 5 минут северной широты. Следовательно, один прямоугольник, белый или черный, это дуга одной угловой минуты меридиана. И следовательно одна морская миля. И следовательно 1852 м. И следовательно 6080 футов. Далее, чуть справа от прямоугольников, есть шкала с мелкими делениями, их на один прямоугольник приходится шесть (как Вы думаете почему?). Правильно, это угловые секунды, а т.к. их в минуте 60, то одно деление 10 секунд. Как видим здесь кабельтовы, из-за малого масштаба карты, не показаны, но легко могут быть определены, как 1/10 мили или 6 угловых секунд. На более подробных картах Вы можете найти более мелкие деления секунд, и там кабельтов будет указан явно. Нигде на карте я не увидел никаких других обозначений длины. Если Вы посмотрите мое сообщение со сканом современной карты, то увидите слева от градусной шкалы километровую шкалу (что конечно не означает, что штурмана измеряют морские расстояния в километрах!) Морские карты это вам не цирковой балаган и неоднозначности не терпят. Если используются какие-нибудь другие единицы длины, то они обязаны быть указаны, чтобы штурману не пришлось сомневаться, что он измеряет.
Теперь, как работает нормальный штурман («возьмем нормальную собаку, не сумасшедшую» (с) Чеширский кот). Измерим, например, большую ось красного эллипса (не завершенного). Берем циркуль-измеритель – это циркуль с двумя иголками. Одну иголку втыкаем в правый конец эллипса. Вторую тянем к противоположному концу эллипса, там где есть кружок с цифрой 2f. Фиксируем этот раствор циркуля. Теперь переносим циркуль (не изменяя раствора) на боковой срез карты, там где есть градусная шкала, рассмотренная ранее. Втыкаем одну иголку в отметку 30’, там от нее еще отходит горизонтальная линия. А вторую иголку вниз по линии (почему вниз? - Senna, ау!). У меня она пришлась точно на деление 23’. Таким образом получаем, что измеренная длина составляет 30-23=7 угловых минут или 7 морских миль по 1852 метра или 70 кабельтовых по 185,2 метра. Все! Работа штурмана закончена! Теперь желающие могут взять калькулятор, которого в 1900 году нет, или карандашом в столбик перевести эти 7 морских миль по 1852 м, в любую угодную им меру длины – километры, версты, французкие лье, древнегреческие стадии, китайские (что-там-у них), смычки цепи, попугайчики. Но расстояние на морской карте измерено в морских милях по 1852 м!!!!
Ольга, осмелюсь доложить, что мною посланы запросы относительно развязки узлов на лаглине (косвенное доказательство) и использование миль по 2192 м (прямое доказательство) в следующие места: - Центральный военно-морской музей; - Британскую энциклопедию; - Корабль музей "HMS Victory"; - Корабль музей "Сatty Sark"; - Королевский морской музей (Royal Naval Museum); - Английское Адмиралтейство.
И если до Вашей карты я сомневался, а кто их знает этих англичан м.б. они действительно когда-то использовали эти мили, то теперь я точно уверен: В
цитатаУважаемая Ольга! Выражаю Вам горячую признательнось за выложенную ссылку на карты. Этим Вы забили гвоздь (по самую шляпку) в гроб ВСЕХ Ваших оппонентов. И на этом "изначальный вопрос о кабельтовых" действительно должна быть закрыт. Ибо если это их проймет, и они не посыпят свою голову пеплом, и не удалятся тихо в монастырь замаливать свои грехи, то им надо обращаться не на этот форум, а в Степанова-Скворцова.
ВСЕМ! ВСЕМ! ВСЕМ! ПОЙМАН НА ВРАНЬЕ И ПОДДЕЛКЕ ДОКУМЕНТОВ!!!
Посмотрите, какими "средствами", пользуются наши "оппоненты"!!!!!!!
Леха пишет:
цитата...Отмерив от сектора по длине лаглиня 2 или 1 1/2 длины судна ввязывают в него кусок флагдука, а затем через каждые 60 футов длины, кончик 1-й с одним, 2-й с двумя узелками и т. д.,...
Весь этот абзац мне как-то сразу не понравился! Но вникать не стал, были более срочные дела. Но тут бродя по Сети ТАКОЕ обнаружил!!!!
Это первый найденный мною текст подписан "И. Ш.", учитывая множественность Интернета, этот текст может лежать и в других местах.
Взял этот текст, взял текст Лехи, в Word-е сранил их. И что же вижу - полное, до знака совпадение!! Кроме цифр "60 футов" - в оригинале "48 футов". Вероятность того, что разные авторы написали ТАК совпадающий текст, кроме ЭТИХ цифр = 1/3196! (! - это факториал). Следовательно, Леха взял и поменял цифры. Если кто предложит другую версию данного совпадения - милости прошу!
Как говорил старина Фукс: "За такое в нашем деле бьют подсвечниками!"
цитатаВзял этот текст, взял текст Лехи, в Word-е сранил их. И что же вижу - полное, до знака совпадение!! Кроме цифр "60 футов" - в оригинале "48 футов".
Да, очень забавно. Не поленился еще раз проделать ту же работу. Конечно, с тем же результатом. Первый раз такое вижу. Может, Леха взял из другого источника, где уже имела место такая замена?
Я уже потом пошарил по Интернету. Нашел несколько ссылок - везде 48 футов. И самое смешное (держитесь, Вы сейчас упадете), исходный текст - это Брокгауз и Эф-рон!! http://infolio.asf.ru/Sprav/Brokgaus/2/2450.htm. Если кто даст ссылку, где есть 60 футов - милости прошу. А пока демонстрирую интересную ссылку: http://www.ukryachting.net/print.php?pirs=books&st=svenson3_4 "Ручной лаг обычно выполняют из шестипрядного несмоленого пенькового линя. Линь должен иметь ту же длину, что и судно, или не менее 60 м для судов большой грузоподъемности. Лаг маркируют отрезками флагдука любого цвета. Англичане счи-тают, что следует выбирать белый цвет. От отметки откладывают узелки, которые на шведских лаглинях делают через расстояние, которое проходит судно каждые 30 с по песочным часам. Теоретически расстояние между узелками при этом должно состав-лять 1852 м : 120 = 15,4 м. Однако было замечено, что вначале лаглинь погружается больше, затем его погружение уменьшается по мере ухода в воду. Вследствие этого расстояние между узлами должно быть различным. Установлены следующие расстоя-ния между первыми восемью узлами-метками: 13,3; 13,7; 14,0; 14,3; 14,5; 14,7; 14,9; 15,0 м. Если к этому прибавить длину 60 м, то общая длина линя будет 175 м или при-близительно 100 саженей." Т.е. переводя в футы, 43 футов 7,6 дюймов; 44 футов 11,4 дюймов; 45 футов 11,2 дюймов; 46 футов 11,0 дюймов; 47 футов 6,9 дюймов; 48 футов 2,7 дюймов; 48 футов 10,6 дюймов; 49 футов 2,6 дюймов. (Мда... Век живи, век учись)
цитатаТеперь карты. Есть французкая карта карибского региона 1806 года:
Смею Вас заверить, это не МОРСКАЯ карта. А если использовать ее как морскую - жалко мне того штурмана, которому придется это делать! Аргументирую: 1. На этой карте, море - чистое место, суша расписана во всех подробностях (возьмите http://www.cruiserx.narod.ru/maps/map_1258.jpg или любую современную морскую карту - там все наоборот - море пестрит обозначениями, а суша девственно чиста). 2. Параллели на этой карте не прямые, а заметно изогнуты - следовательно это не меркаторская карта (а она как известно введена 1569 году Г. Меркатором - вот вам домашнее задание - почему моряки так вцепились в эту проекцию?). 3. Масштаб дан один и на всю карту - на морской карте масштаб переменный по высоте (почему? - см. дом. задание).
Да, вот это уже тонкости, которые наверняка мало кто знает! Очень любопытно. Наверное, еще надо учиться лаг забрасывать правильно. Чтобы и эти метки соответствовали.
Маленькое дополнгение/разъяснение. Доли дюймов не меряются десятичным образом... 7,6 правильнее писать 7 3/5... Я понимаю, что Вы цитировали, просто для информации
цитатаМаленькое дополнгение/разъяснение. Доли дюймов не меряются десятичным образом... 7,6 правильнее писать 7 3/5...
Эти длины в оригинале (не шведском конечно, а в переводе) даны в метрах, в футы я переводил уже сам, для соотношения с ранее приведенными 48 футами. Каюсь, было просто лень переводить дальше в линии, точки и т.д. Ну а если выражать их через натуральные (они кажется так называются?) дроби, то доли должны быть 1/2, 1/4, 1/8, 1/16, 1/32 и т.д. (по крайней мере на дюймовой рулетке так) и значит не 7 3/5, а 7 5/8 (примерно конечно), но лень было!
цитатаОчень любопытно. Наверное, еще надо учиться лаг забрасывать правильно.
Зря не сходили по ссылке, не зря же я ее даю. Для ленивых "Измерение скорости лагом всегда проводили с подветренной стороны, чтобы он легче выходил в кильватер, так как при ходе под парусами, кроме плавания при попутном ветре, лаг всегда отклоняется к наветренной стороне. Штурман, измеряющий скорость судна, забрасывал лаг, другой член экипажа держал барабан лага на поднятых вверх руках, чтобы линь с наименьшим трением проходил над брусом гакаборта или над релингами в кормовой части судна, а юнга держал песочные часы в одной руке, приготовив другую для переворачивания часов. Штурман забрасывал лаг и несколько витков лаглиня с подветренной стороны к кильватеру и, когда метка на лаглине проходила мимо поперечного бруса, кричал: "Давай! Переворачивай". Юнга быстро переворачивал песочные часы. Когда песок пересыпался из одной половинки в другую, юнга кричал "Стоп!". Штурман подсчитывал длину травленного линя. " Во как!
Да, нет не из-за него. Он не виновен. Это из-за Земли, тудыть ее в качель! Круглая она, едрить ее налево! На плоскость правильно не разворачивается! Мир-кольцо - это да! А Меркатор просто наименее геморройным методом ее картировал. Этих проекций разных пруд-пруди. У каждой свои +-. Вы только представьте себе как в Высокой Арктике навигацию вести. Ужас!!!
цитатаВы только представьте себе как в Высокой Арктике навигацию вести. Ужас!!!
Примерно представляю. Тут не с карт/прокладки курса проблема (можно в полярной проекции), а с сакраментального вопроса: "Что такое - север?" Кстати масштаб переменный по высоте, потому что надо скомпенсировать уменьшением разстояния между мередианов на карты Меркаторского типа проекции (ведь там мередианы паралельные - Гы! Как звучить,а?). Иначе при прокладки курса будут безобразные искажения дистанции между 2 точек.
И не только. Пример, стоите вы около полюса, и Вам говорят курс - Зюйд, ну и куда Вы пойдете, в смысле по какому мередиану. Кстати переменный масштаб у меркатора, это зло почти не заметное (т.е. заметное, но не очень мешает когда привыкнешь) до широт 75-80 гр. Так что для средних широт меркатор, это то что надо (в мореплавании). Вот то, что полюса улетели в бесконечность, это да. Полярная проекция это тоже не панацея, попробуйте провести в ней локсодромию - т.е. линию постоянного курса, а тем более попасть ею в определенную точку. А вообще для Полюса есть спец. проекции - без полюса (как звучит). Предложена летчиками полярной авиации. Была статья в Техн-Мол. давным-давно.
цитатаА вообще для Полюса есть спец. проекции - без полюса (как звучит).
Спасибо. Тоже неплохо звучить...
цитатаИ не только.
Конечно. Я примерно так "север" выбрал. Да. Я названия забыл (точнее не знаю), но таких карт смотрел. У них вообще нет мередианы с паралелями, а просто какая-то координатная сеть "полярным взглядом".
цитатаНечто подобное ранее "портуланами" называлось, только не к полярным областям относилось.
Нет. У портуланов иначе. Там жtо не координаты, а помощное средство для чертения. Т.е. - в помощи картографу, а не мореплавателю. Гы, я именно с портуланов начал знакомства с картами и с картографии. Есть и такой портулан - тур. адмиралу Пири Реис, где именно так изображена Антарктида. Это - около плавания Колумба! При том Пири Реис прямо признает, что скопировал из древных карт. Вот сиди и думай!
Совершенно загадочная история. На эту тему книга Хартвуд (?) "Карты/Тайны морских королей" есть в сети. (точно не помню) И никто первоисходную карту/карты найти не может. Возможно - в Ватиканской библиотеке что-то найдется? Сами портуланы - красивая Вещь!
"Моим оппонентом, являлся механик торгового флота, и он сознался, что специально решил меня подколоть и обвинить в невежестве подсунув кабельтов в 219 метров, в качестве основной единицы. Видимо механик он все же плохой, ибо нормальный механик даже без калькулятора бы определил что между 185 и 219 метров разница почти в 20%. И при такой погрешности что мореплавание, что остроотточенные штурманские карандаши не имеют смысла, как и карты."
Вот так "специально решил меня подколоть" А развлечения на 10 дней для уймы народа - 70 сообщений, 648 просмотров. Ну да ладно, зато узнали для себя кое-что новое.
Вот теперь вопрос о "длинных" кабельтовых закрыт окончательно и бесповоротно!
>Вчера ради любопытства в первый раз, заглянул на сайт, где обсуждались меры долины, какую ересь пишут обе спорящие стороны ! И чем более неправ человек, тем громче он вопит. я не буду трогать суть дискуссии, но вопрос совершенно детский. Если человек хоть немного интересуется историей, он легко на него ответит. Какие только теории не приводились в подтверждениесвоим амбициям, и самое интересное, никто никого ни в чем не убедил. >Так что не спорьте. В споре гибнет истина. »
С его мнением я категорически не согласна, ибо дисскуссия была интересной.
Ха. Ольга, судя по всему, Ваш оппонент уже влюблен в Вас, с чем я Вас поздравляю, а ему - категорически сочувствую:) Тем не менее, большое спасибо, Вы весьма оживили скучную технократическую жизнь форума И, хоть с кабельтовым все всем давно понятно, большая просьба - не исчезайте:)
цитатаХа. Ольга, судя по всему, Ваш оппонент уже влюблен в Вас, с чем я Вас поздравляю, а ему - категорически сочувствую:) Тем не менее, большое спасибо, Вы весьма оживили скучную технократическую жизнь форума И, хоть с кабельтовым все всем давно понятно, большая просьба - не исчезайте:)
Постараюсь. Может даже какой-нибудь свой "шедевр" на осмеяние выставлю!
quote:Ольга, осмелюсь доложить, что мною посланы запросы относительно развязки узлов на лаглине (косвенное доказательство) и использование миль по 2192 м (прямое доказательство) в следующие места: - Центральный военно-морской музей; - Британскую энциклопедию; - Корабль музей "HMS Victory"; - Корабль музей "Сatty Sark"; - Королевский морской музей (Royal Naval Museum); - Английское Адмиралтейство.
Пришла первая ласточка: ЦВММ. Выкладываю их письмо полностью.
quote:Постараюсь ответить на Ваше письмо. Сначала немного истории. Мера длины миля (от лат. milia – тысяча) стала впервые применяться древними римлянами. Одна миля соответствовала тысяче двойных римских шагов, что считалось равным 1481 метру. Миля как единица измерения пройденного расстояния на море, в разных странах оценивалась по-разному. Так, веницианская миля отличалась от римской и была равна 1739 метров, а испанская – 1356 метров. Г. Меркатор, создавая свою прямоугольную цилиндрическую проекцию для морских карт, принял расстояние между параллелями в 1 гр. равным шестидесяти морским милям. Поскольку расстояние между параллелями в меркаторской проекции возрастают в направлении от экватора к полюсам, длина одной мили в разных широтах оказалась величиной переменной, зависящей от широты. В районе полюса она максимальна и равна 1861,6 мили, а на экваторе – минимальна – 1842,2 мили. В 1962 г. Международное географическое бюро за стандартную географическую милю приняло величину, равную 1852 метра. Кроме миль для измерения пройденного расстояния на море в разных странах применялись и другие единицы, в частности лига (5559,54 метра), лье (5555,55 метра), кабелленгте (225 метров), фарлонг (201,17 метра). Данных об использовании в русском флоте для измерения расстояния на море, мили длиной в 7200 футов=2192 м. Я не имею. В России наряду с милями использовались вёрсты ( 1066 метров). Некоторые карты русских моряков имели даже два масштаба расстояний – мили и вёрсты.
quote:В настоящее время в подавляющем большинстве стран для измерения пройденного на море расстояния применяют только мили. Прибор, измеряющий скорость и пройденное расстояние, называют лагом. Считают, что слово это происходит от голландского log-расстояние. Однако существует и другое его толкование. Так, например, в югославской Морской энциклопедии указано, что такое название измерителя скорости и пройденного расстояния происходит от сканднавского lag – плывущее дерево. Русский учёный в области военно-морских наук, акдемик П.Я.Гамалея (1766-1817) также называл лагом «брошенный с корабля кусок дерева». (Теория и практика кораблевождения. Сочинил Капитан-Командор, Государственного Адмиралтейского Департамента Член, Морского Кадетского Корпуса Инспектор и Императорской Академии Наук Член Платон Гамалея. Часть первая. В Санктпетербурге. При Морской Типографии, 1807 года) Это понятие находит и своё подтверждение, поскольку самый древний способ измерения скорости, известный под названием «голландский лаг», предполагал использование именно брошенного в воду куска дерева. Этот способ, заключался в том, что с носа судна бросали щепку и определяли время, за которое она, дрейфуя, достигнет кормы. Зная длину судна, вычисляли скорость. Промежуток времени определялся чаще всего произнесением мерным голосом определённых фраз или сочетание слов. П. Гамалея указывает, что в русском флоте такими словами были «эйненьтвентих». Для их произнесения требовалась ровно одна секунда. Полагают, что одним из первых, кто стал определять скорость и пройденное расстояние для непосредственного счисления пути судна, был итальянский мореплаватель, участник экспедиции Магеллана Антонио Пигафетта (1491-1534). В 1574 г. Уильям Бёрн опубликовал описание устройства нового лага, получившего название ручного, или секторного. Он состоял из деревянного, окованного жлезом сектора, тонкого, но прочного троса-лаглиня, на котором через определённые промежутки были завязаны узлы, и вьюшки для его сматывания. Вертикально плавающий тяжёлый сектор, опущенный с борта в воду, оставался неподвижным, наподобие якоря, а судно уходило вперёд. Пока песок в песочных часах, расчитанных, как правило, на 30 секунд, пересыпался из одной половины в другую, считали число узлов, которое успело уйти за борт вместе с лаглинем, увлекаемым сектором. Интервалы между узлами выбирали с таким расчётом, чтобы узел соответствовал скорости, равной морской миле в час. В то время при разбивке лаглиня милю принимали равной 6080 футам, и поэтому расстояние между узлами делали равным 50,67 фута (15,4 метра). Однако вскоре заметили, что лаглинь погружается неравномерно: сначала больше, а затем по мере ухода в воду его погружение уменьшается. Это привело к необходимости делать расстояния между узлами различными – сначала несколько меньше 50,67 фута, а затем больше этого значения. Наносили метки на мокрый, хоролшо натянутый линь. Последовательно на первых пяти отрезках вплетали соответственно 1, 2, 3 и 5 узелков, а затем снова 1, 2, 3 и т.д., что соответствовало 6, 7, 8 и т.д. меткам. Иногда между узлами вплетали гладкие меткиЮ указывающие половину узла. Первая метка, называемая флагдуком, устанавливалась на расстоянии от сектора, равном длине судна. Это делалось для того, чтобы уменьшить влияние на точность измерений увлечения сектора движущимся судном. Измерение скорости производили с подветренной стороны, чтобы вывести лаг в кильватер, поскольку при плавании под парусами (кроме плавания при попутном ветре), лаг всегда отклонялся к наветренной стороне. В коллекции музея имеются секторные лаги XIX века, к сожалению без лаглиней. Один из них: Сектор ручного лага конусный, пустотелый, системы A.PECOUL фирмы BREVETE’S (Франция). Медь, 25,8х21,7х42,5 см, вес – 1,9 кг. Инв.№ 9068. Такие лаги заменили ручные лаги с плоским сектором в 1840-е гг. Кроме указанной литературы можно ещё использовать следующую: 1. Гамалея П.Я. Теория и практика кораблевождения. СПб.: Изд. Мор. Кадет. Корпуса, 1840 г. 2. Корякин В.И., Хребтов А.А. От астролябии к навигационным комплексам. СПб.; «Судостроение», 1994 г. С уважением и пожеланием успехов в Ваших трудах СНС-зав. корабельным фондом ЦВММ Г.М.Рогачёв
Все даты в формате GMT
3 час. Хитов сегодня: 0
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет