Немецкая классификация подводных лодок Общие замечания Свои корабли немцы подразделяли на классы, которые при необходимости делились на подклассы. С 1897 г. основным критерием такого деления был размер. Заметим, что ни тактические задачи, ни дальность плавания и мореходность критериями классификации не являлись. У немцев формально не было эскадренных броненосцев, броненосных и бронепалубных крейсеров, линейных крейсеров, скаутов и лидеров. Не было эскадренных миноносцев и контрминоносцев. Все эти изыски были чужды германской натуре. Были просто Großlinienschiffen и Linienschiffen, Großer Kreuzer и Kleine Kreuzer, Großtorpedoboote, и просто Torpedoboote. С началом Первой мировой войны немцы стали строить корабли для действий в специфических условиях или со специфическим вооружением. Характер этой специфики отражался в названии класса. Так у немцев появились Küstentorpedoboote типа A и Minenkreuzer типа Brummer.
Подводные лодки военного времени До первой мировой войны немцы не выделяли никаких подклассов среди своих подводных лодок. Сравнительно поздно приступив к их строительству, немцы, тем не менее, довольно быстро определились с типом и последовательно его совершенствовали. Первые лодки, заказанные по программам военного времени были ни чем иным, как продолжением довоенных серий. Так как они строились по мобилизационным планам, они стали известны как Mobilmachungs-Uboote или Ms. В дальнейшем, когда появились лодки, отличающиеся по размерам, их стали именовать «средними» - Mittel-U. Хотя это наименование было широко распространено, официально оно не употреблялось. К данному типу относились: U 43 - 65, 81 - 116, 158 - 172, 201 - 212, 229 - 276. Подводные лодки U 127 - 138 относились к увеличенном типу (Große-Ms). С овладением фландрских портов возникла потребность в подводных лодках приспособленных для действий на данном театре. Так появились Küsten-Uboote типа UB и Küsten-Ubootminenleger типа UC. Всего было построено по три серии каждого типа. UB I: UB 1 - 17; UB II: UB 18 - 47; UB III: UB 48 - 249. UC I: UC 1 - 15; UC II: UC 16 - 79; UC III: UC 80 - 152. С началом войны был разработан проект минного заградителя в размерах обычной лодки. Так у немцев появился Ubootminenleger типа UE I (U 71 - 80) и его развитие UE II (U 117 - 126). Последний тип, правда, Грёнер классифицирует как U-Minenkreuzer, но, во-первых, Рёсслер считает его большим минным заградителем (Großes Minen-Uboot), во-вторых, в самом справочнике указано, что U 120 и U 121 планировалось перевести в состав Средиземноморской флотилии, что не очень вяжется с крейсерскими функциями. Появление собственно крейсеров U-Kreuzer связано с отказом в апреле 1916 г. от неограниченной подводной войны в пользу действий по призовому праву. Для этого требовался большой корабль с мощным вооружением, способный действовать как вспомогательный крейсер. Способность погружаться ему была необходима только для преодоления вражеской блокады. Большую часть времени он должен был действовать в надводном положении. К данному типу относились U 139 - 150, 173 - 200. Сюда же отнесли и бывшие торговые подводные лодки после их вооружения (U 151 - 157). Дальнейшее развитие идеи привело к внедрению на подводные лодки брони и турбин. Единственным представителем типа U-Panzerkreuzer должна была стать подводная лодка UD 1. Появление лодок типа UF (UF 1 - 92) было инициировано командованием Фландрской флотилии. Эти лодки проектировались для действий в Ла-Манше. Они должны были заменить лодки типа UB I и UB II. Последним типом, спроектированным в Германии в ходе войны, стал тип UG. Лодками этого типа планировалось заменить лодки тапа UB III. Однако до выдачи заказа на эти лодки дело не дошло.
Приобретенные подводные лодки Таких было всего 6: норвежская UA и 5 австрийских (U 66 - 70, тип UD).
Программы постройки Приведён перечень всех военных контрактов (Kriegsauftrag) с указанием дат выдачи заказа, верфей, наименований подводных лодок и строительных номеров. В [] дано количество заказанных подводных лодок.
Kriegsauftrag A 04.08.1914 Kaiserliche Werft, Danzig: U 46 - 50 (24-28) [5] 23.08.1914 Germaniawerft, Kiel: U 51- 56 (233-238) [6] 06.10.1914 A.G. »Weser«, Bremen: U 57 - 62 (212-217) [6] 17.05.1915 Germaniawerft, Kiel: U 63 - 65 (247-249) [3] Примечание 17 подводных лодок (U 46 - 52) заказаны по мобилизационным планам. Остальные 3 были заказаны под русские дизели. Лодка UA, приобретенная 05.08.1914 скорее всего тоже относилась к этому заказу.
Kriegsauftrag B 15.10.1914 A.G. »Weser«, Bremen: UB 9 - 15 (218-224) [7] 15.11.1914 Germaniawerft, Kiel: UB 1 - 8 (239-246) [8] 25.11.1914 A.G. »Weser«, Bremen: UB 16 - 17 (230-231) [2] 30.04.1915 Blohm & Voss, Hamburg: UB 18 - 23 (248-253) [6] A.G. »Weser«, Bremen: UB 24 - 29 (238-243) [6] 22.07.1915 Blohm & Voss, Hamburg: UB 30 - 41 (254-265) [12] 31.07.1915 A.G. »Weser«, Bremen: UB 42 - 47 (244-246) [6] Примечание Очевидно, что свое название тип UB получил по названию заказа. Это относится и к типам UC, UD и UE.
А есть по каким программам строились лодки до войны?
В том же формате. 03.12.1904 Germaniawerft, Kiel: U 1 (119) [1] 04.03.1906 Kaiserliche Werft, Danzig: U 2 (1) [1] 13.08.1907 Kaiserliche Werft, Danzig: U 3 - U 4 (2-3) [2] 08.04.1908 Germaniawerft, Kiel: U 5 - U 8 (147-150) [4] 15.07.1908 Kaiserliche Werft, Danzig: U 9 - U 12 (4-7) [4] 23.02.1909 Kaiserliche Werft, Danzig: U 13 - U 15 (8-10) [4] 26.08.1909 Germaniawerft, Kiel: U 16 (157) [1] 06.05.1910 Kaiserliche Werft, Danzig: U 17 - U 18 (11-12) [2] 25.11.1910 Kaiserliche Werft, Danzig: U 19 - U 22 (13-16) [4] 18.03.1911 Germaniawerft, Kiel: U 23 - U 26 (177-180) [4] 19.02.1912 Kaiserliche Werft, Danzig: U 27 - U 30 (17-20) [4] 29.03.1912 Germaniawerft, Kiel: U 31 - U 36 (191-196) [6] 12.06.1912 Germaniawerft, Kiel: U 37 - U 41 (197-201) [5] 10.07.1913 Kaiserliche Werft, Danzig: U 43 - U 44 (21-22) [2] 22.06.1914 Kaiserliche Werft, Danzig: U 45 (23) Была ещё U 42, заказанная в Италии. Точных данных о времени её заказа у меня нет.
U-42, которую заказали итальянцам, итальяшки включили в состав флота под названием Balilla. Ничего героического она совершить не успела, но погибла. Выглядела дико, немцы сами были бы не рады такому приобретению. С У.
Наткнулся в сети на интересную статью из газеты "Русский инвалид" за 8(21) августа 1916 года
" Во время пребыванія германской торговой подводной лодки "Дейтчландъ" въ Балтиморѣ, американскіе журналисты имѣли возможность ознакомиться съ устройствомъ этого перваго торговаго подводнаго судна и на основаніи полученныхъ ими отъ нѣмцевъ свѣдѣній въ журналѣ "Scientific American" помѣщено описаніе этой лодки и чертежи ея внутренняго расположенія, которые и приводятся при этой статьѣ. По словамъ американскаго журнала, идея постройки этой лодки появилась нѣсколько мѣсяцевъ тому назадъ у нѣкоторыхъ предпріимчивыхъ нѣмцевъ, которые рѣшились построигь судно, способное прорвать блокаду береговъ Германіи англійскимъ флотомъ и доставить грузъ въ любой портъ Соединенныхъ Штатовъ. При постройкѣ этой лодки пришлось изыскать возможность помѣстить въ ней достаточное количество груза, что было немыслимо сдѣлагь на лодкѣ военнаго типа, гдѣ всякій добавочный грузъ исчисляется не лишними тоннами, а фунтами. На торговой лодкѣ мѣсто для груза было достигнуто за счетъ 8-ми или 12-ти минныхъ аппаратовъ, которые имѣются на самыхъ большихъ подводныхъ судахъ, затѣмъ за счетъ орудій и ихъ боевыхъ припасовъ и за счетъ вѣса механизмовъ и акумуляторовъ, которые въ виду небольшой скорости хода ея, какъ при надводномъ, такъ и подводномъ плаваніяхъ, можно было сдѣлать болѣе легкимі, чѣмъ на военныхъ лодкахъ. Что же касается конструкции торговой лодки, то она по внѣшнему виду близко подходитъ къ германскимъ военнымъ судамъ этого рода. Ея корпусъ имѣетъ цилиндрическую форму, заостренную съ носа и кормы съ наибольшимъ діаметромъ 20 футъ. Вокругъ этого корпуса имѣется второй, болѣе легкой постройки, видный на чертежѣ, представляющемъ разрѣзъ этой лодки, въ которомъ имѣются отверстія для циркулированія воды; онъ служитъ для обезпеченія лучшихъ мореходныхъ качествъ лодки во время надводнаго плаванія и для ускоренія хода подъ водой. Верхняя часть этого наружнаго корпуса образуетъ верхнюю палубу лодки и имѣетъ видъ надстройки, немного возвышающейся надъ боковыми ея обводами. Внутри лодка четырьмя главными водонепроницаемыми переборками раздѣлена на 5 отсѣковъ, изъ которыхъ первый служитъ для помѣщенія отчасти груза, а отчасти запасовъ лодки и въ немъ помѣщается якорь и машина для его подъема (на чертежѣ имѣются надписи cargo - грузъ и stores - запасы) Впереди этого отсѣка помѣщается передняя часть наружнаго корпуса лодки (fогe реаk), которая служитъ для обезпеченія ея плавучести. Второй отсѣкъ (на чертежѣ сагgо) предназначенъ исключительно для помѣщенія груза, третій представляетъ помѣщеніе для экипажа лодки и въ немъ имѣются каюты для офицеровъ и нижнихъ чиновъ (navigating and crews quarters), а въ задней его части имѣется входъ въ навигаціонную рубку, изъ которой производится управленіе судномъ. Въ нижней части этого, самаго большого отсѣка, помѣщаются батареи аккумуляторовъ для подводнаго плаванія (stогаgе batterіеs). Четвертый отсѣкъ предназначенъ, также, какъ и второй, исключительно для груза, а въ пятомъ помѣщаются механизмы, при чемъ впереди стоятъ моторы. Дизеля (engine compartment), а сзади электромоторы (еlectric machinery). Кромѣ того всѣ отсѣки соединены между собой проходами (passage way), благодаря чему можно пройти въ любое помѣщеніе этого судна, и въ разныхъ мѣстахъ имѣются и дополнительныя переборки, нѣкоторыя изъ которыхъ видны на чертежѣ. Наконецъ, на немъ видны и люки, ведущіе съ верхней палубы въ различныя помѣщенія лодки. По американскимъ свѣдѣніямъ, лодка имѣетъ слѣдующіе размѣры: длина 315, ширина 30 и углубленіе при надводномъ плаваніи и съ полнымъ грузомъ 17 футъ. Для плаванія на поверхности моря имѣется 2-4-хъ цилиндровыхъ мотора. Дизеля, работающіе тяжелыми маслами (нефтью), каждый мощностью 600 инд. силъ и скорость хода подъ ними равна отъ 12-ти до 13 узловъ. Подъ водой лодка можетъ идти со скоростью только 7 узловъ. Водоизмѣщеніе ея при подводномъ плаваніи около 2.000 тоннъ и грузоподъемность 700 тоннъ. Относительно послѣдней цифры надо сказать, что англійскія газеты указывали, что грузовая вмѣстимость этой лодки около 700 брутто и 340 тоннъ нетто, т.е. она можетъ взять только послѣднее количество груза. Когда лодка идетъ по поверхности моря, то ея палуба возвышается надъ водой на 5 1/2 футъ, носовая часть на 6 футъ и верхняя часть боевой рубки на 15 футъ. Лодка снабжена двумя перископами, изъ которыхъ одинъ помѣщается, какъ показано на чертежѣ, въ передней части боевой рубки, а второй, болѣе значительнаго діаметра, съ ея правой стороны. Наконецъ, эта лодка имѣетъ двѣ мачты, длиной по 50 футъ каждая; при погруженіи въ воду онѣ кладутся на палубу (что видно на верхнемъ чертежѣ) и на передней изъ нихъ поднимается площадка для лица, наблюдающаго за горизонтомъ. Экипажъ этой лодки состоитъ изъ 8-ми офицеровъ и 21 нижняго чина и ею командуетъ капитанъ Кенигъ. Относительно плаванія лодки сообщается, что она вышла изъ Бремена 1-го іюня и направилась къ Гельголанду, гдѣ простояла 9 дней для того, чтобы сбить непріятеля со слѣда, такъ какъ ея выходъ изъ германскаго порта не могъ быть не извѣстнымъ англичанамъ. Затѣмъ она 10-го іюня отправилась въ дальнѣйшій путь и такъ какъ Дуврскій проливъ защищенъ сѣтями и очень строго охраняется, то ея командиръ избралъ путь къ сѣверу отъ Шотландіи, при чемъ ему пришлось во время слѣдованія Сѣвернымъ моремъ часто погружаться въ воду, что представляло трудную задачу, такъ какъ раіонъ подводнаго плаванія этой лодки равенъ всего 90 м. милямъ. Поэтому большей частью она шла въ надводномъ положеніи и только при появленіи какого-либо судна уходила подъ воду и шла пользуясь перископами, а если это представлялось рискованнымъ, то совсѣмъ скрывалась въ водѣ. По словамъ ея командира, во время этого перехода ей пришлось только одинъ разъ пролежать на днѣ моря нѣсколько часовъ, а затѣмъ, выйдя въ Атлантическій океанъ, она пошла въ надводномъ положеніи и только подходя къ мысу Виргинія (у входа въ Чизаникскій заливъ), погрузилась въ воду на нѣсколько часовъ, такъ какъ было замѣчено два подозрительныхъ судна. Далѣе отъ этого мыса до Балтиморы она шла въ надводномъ положеніи и прибыла туда 27-го іюня, сдѣлавъ переходъ отъ Гельголанда въ 16 дней и покрывъ разстояніе въ 3.800 м. миль. Въ такомъ видѣ описываетъ это плаваніе американскій журналъ, хотя изъ предыдущихъ замѣтокъ объ этой лодкѣ, помѣщенныхъ въ "Русск. Инвал.", на основаніи англійскихъ источниковъ видно, что даже сами нѣмцы, въ первое время нѣсколько иначе описывали свое плаваніе. Эти свѣдѣнія сдѣдуетъ дополнить сообщеніемъ, помѣщеннымъ сегодня въ телеграмѣ кореспондента газеты "Рѣчь", въ которой сообщается изъ Парижа, что лодка "Дейтчландъ" прибыла въ Бременъ. Такъ какъ она вышла изъ Чизаникскаго залива 20-го іюля и пришла, если вѣрить этой телеграмѣ, около 5-го августа, то будетъ видно, что обратный рейсъ этой лодки занялъ также 16 дней, хотя пока слѣдуетъ воздержаться отъ оцѣнки обратнаго плаванія этой лодки, такъ какъ необходимо получить подтвержденіе ея возвращенія изъ болѣе достовѣрнаго источника въ виду возможности, что въ Парижъ проникло одно изъ тѣхъ германскихъ сообщеній, которое оказывается потомъ невѣрнымъ. Въ заключеніе необходимо отмѣтить, что согласно описанію внутренняго устройства этой лодки, она несомнѣнно представляетъ спеціально построенное для перевозки грузовъ судно и на первый взглядъ кажется, что на ней нѣтъ мѣста ни для минныхъ аппаратовъ, ни для орудій, но такъ какъ американскіе кореспонденты вѣроятно не могли видѣть, какъ устроены помещенія для груза въ этой лодкѣ и не могли ознакомиться съ ея деталями, могущими быть искусно замаскированными, то нельзя съ увѣренностью сказать, что эта лодка не можетъ, послѣ незначительной передѣлки, превратиться въ одинъ прекрасный день въ военное судно, почему рѣшеніе союзныхъ намъ правительствъ - не признавать эти лодки за торговыя суда - должно оставаться въ силѣ и считаться вполнѣ правильнымъ въ виду уже приведенныхъ раньше въ "Русск. Инвалидѣ" соображеній. В. Э."
Все даты в формате GMT
3 час. Хитов сегодня: 4
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет