|
| |
Рапорт N: 45
Корабль: HMS Invincible
Откуда: Moscow-Riga-London
|
|
Отправлено: 10.03.07 23:58. Заголовок: Re:
Сначала, поскольку ссылка сдохла, напомю, с чего все начинается. "Из затемнения: Волнующееся неспокойное море, и палящее желтое солнце, опускающееся в непроницаемую завесу растрепанных ветром туч на западном горизонте. На переднем плане огромный одинокий крейсер с флагом на фок-мачте, который то и дело разворачивается во всю длинну под порывами свежего бриза. На заднем плане виднеются силуэты других кораблей крейсерской эскадры. Некоторые близко, другие в отдалении, и только дым отмечает их местонахождение на фоне быстро темнеющего неба. Словно дикие утки, вечером торопящиеся в свое гнездо, они спешат выполнить приказ флагмана собраться вокруг него не ночь..."1 "Огромным одиноким крейсером" был "Дифенс", на фок-мачте которого развевался флаг контр-адмирала сэра Кристофера Крэдока. Этот флаг взвился там всего неделю назад, когда броненосный крейсер преодолев несколько тысяч миль наконец-то добрался до Порт-Стенли на Фольклендских островах. Адмирал с большим удовольствием перенес свой флаг на этот корабль с "Гуд Хоупа" не только потому, что он действительно был огромным. Он был и быстроходнее, и мощнее. Способный развивать 23 узла "Дифенс" нес четыре 9,2 дюймовых орудия ("Гуд Хоуп" только два) и 10 7,5 дюймовых, по мощи бортового залпа почти равный обоим германским броненосным крейсерам, с которыми сэру Кристоферу предстояло вступить в сражение уже вскоре. "Гуд Хоуп" он оставлял без сожаления еще и потому, что укомплектованный резервистами крейсер был далек от того, чтобы считаться полноценной боеспособной единицей. Также как и "Монмут", силуэт которого теперь вырисовывался на Западе, перекрвая силуэт вспомогательного крейсера "Отранто". Этот бывший коммерческий пароход "Восточной пароходной компании" и легкий крейсер "Глазго" составляли эскадру, двигавшуюся вдоль берегов Чили на север со скоростью 15 узлов2. Покидая Порт-Стенли сэр Кристофер, конечно, думал, что лучше было бы, если бы в его распоряжении теперь было два таких крейсера как "Дифенс". Тогда он со спокойной душой оставил бы адмиралу Стоддарту не только "Гуд Хоуп", как предписывала депеша Адмиралтейства, но и "Монмут". Но во-первых второго мощного крейсера не было, во-вторых, с изобретением радиотелеграфа Их Лордства решили, что могут собственнолично командовать эcкадрами, разбросанными по всем океанам, не покидая своих уютных лондонских кабинетов3. Думая об этом сэр Кристофер попытался высчитать, сколько же он не был в столице Империи, но так и не смог. Несколько часов назад здесь, в своей каюте он получил очередную депешу Адмиралтейства, которая, как и многие прежние не содержала ничего конкретного. Депеша была получена консулом в Корнеле, куда с утра был отправлен крейсер "Глазго", чтобы передать через консульства очередное донесение самого сэра Кристофера. Море было действительно неспокойно и когда "Глазго" вернулся, его капитан не рискнул спустить шлюпку, чтобы передать депешу. Ее пустили в плаванье по волнам в маленьком бочонке, который матросам "Дифенса" пришлось вылавливать целых полчаса. Когда флаг-капитан открывал бочонок в адмиральском салоне, сэр Кристофер уловил едва ощутимый запах коньяка и подумал, что капитан "Глазго" Джон Люс явно сибарит. Впрочем, чего еще можно было ожидать от уроженца Уилстшира4. Он не ждал, что в документе, попавшем на борт его корабля таким экзотическим способом будет содержаться нечто важное. Хотя ему не помешала бы ясность в вопросе, где же на самом деле находится эскадра его противника. Так и оказалось. Депеша была краткой, но краткость в данном случае не была сестрой таланта того, кто ее составлял. Распечатав пакет сэр Кристофер прочел: "Японский линкор "Хидзен" вскоре ожидается у берегов Северной Америки. Он соединиться с “Идзумо” и “Ньюкасл” и вместе с ними пойдет на юг к островам Галапагосс". 5 Какой прок был от этой информации ломать голову смысла не имело. Оставляя за собой право распоряжаться кораблями, Их Лордства оставляли за собой и право засыпать командиров этих кораблей совершенным мусором, не несущим никакой полезной для них нагрузки, но там, в Адмиралтействе, вероятно, создававшем видимость непрерывной и самой интенсивной работы мысли. Сэр Кристофер поднимался на мостик, когда вахтенный офицер доложил о получении радиотелеграммы от "Глазго". Она была короткой, всего из двух слов. Легкий крейсер, шедший правее "Отранто" и чуть впереди, заметил на горизонте дым. По мнению командира "Глазго" это мог быть "Лейпциг", которого сэр Кристофер ожидал встретить. Пока бочонок с депешей из Лондона плыл от борта "Глазго" к "Дифенсу", радисты флагманского корабля перехватили радиотелеграмму, отправленную явно с борта "Лейпцига". Радиотелеграмма была немногословной и из нее можно было только предположить, что "Лейпциг" разыгрывает здесь капитана Флинта, поджидая британские коммерческие суда, подобно тому, как легендарный пират поджидал испанские галеоны с золотыми дукатами. Конечно, было бы лучше, если бы в германской радиотелеграмме содержался хотя бы намек на то, где сейчас находятся броненосные крейсера фон Шпее. Но о них не было ни слова. Взгляд сэра Кристофера скользнул вниз и крам глаза он заметил на своем мундире черное пятно. Это была ленточка германского Королевского ордена Короны 2-ого класса с мечами, которого он был удостоен в 1900 году за участие в подавлении боксерского восстания. Когда пришло известие о начале войны с Германией сэр Кристофер хотел снять эту ленточку с мундира, но, подумав, решил ее оставить, только замазав чернилами6. Потом он забыл об этом и только теперь вспомнил. Он поднял голову и посмотрел туда, где по его расчетам должен был сейчас находиться “Глазго”. Там был заметен только силуэт “Отранто”. Никакого дыма на горизонте, где, вероятно, находился замеченный с “Глазго” враг, еще не было. Сэр Кристофер протянул руку в которую вахтенный офицер, понявший безмолвное распоряжение адмирала, тут же вложил бинокль. - Сэр? Адмирал повернулся на голос. Капитан Фоусет Рей7 вышел из рубки и вопросительно смотрел на командующего эскадрой. Он, вероятно, уже знал о радиограмме "Глазго". Вопрос означал: какие будут приказания? Сэр Кристофер, однако, не ответил. Все зависело от того, какое решение примет сейчас капитан Люс. Если перед ним действительно "Лейпциг", он вполне может и сам справиться с ним, не заманивая германца на броненосные крейсера. С другой стороны, вступать в бой для слабо бронированного "Глазго" пусть и с еще более слабым противником рискованно. 6-дюймовые орудия "Глазго" бьют дальше, чем 4,1-дюймовки "Лейпцига". Но 6-дюймовых орудий в распоряжении Люса только два. Соблазн сблизиться на дистанцию, доступную 4-дюймовым орудиям, которых на "Глазго" было по пять на каждый борт, слишком велик, но на такой дистанции британский крейсер сам становится уязвимым8. "А как бы я поступил", невольно задал себе мысленный вопрос сэр Кристофер и мысленно ответил, что принял бы решение: заманить врага под мощные орудия "Дифенса". Только тут адмирал вдруг вспомнил, что до сих пор не удосужился проинструктировать командиров своих кораблей на случай встречи с неприятелем, предоставив каждому право действовать по обстановке. Если Их Лордства раздавали инструкции направо и налево при каждом удобном и неудобном случае, то сам он поступил с точностью до наоборот, потому теперь должен был гадать, как поступит командир передового крейсера. Впрочем, радиограмма косвенно показывала, что капитан Люс именно так и решил действовать. Но это не успокоило сэра Кристофера. Напротив, он понял, только теперь осознал, что не только не подготовил инструкции для своих кораблей, но и вообще не имел даже в голове никакого плана боя, хоть с одиним германским кораблем, хоть со всей эскадрой фон Шпее. Он так уверил себя, что не увидит "этих германцев", как сам говорил адъютанту губернатора во время стоянки в Порт-Стенли, что просто не подумал о планах. А это, в свою очередь, означало, что планировать бой нужно было прямо сейчас, имея, к тому же, довольно скудную информацию о противнике. "Где-то, с кем-то это уже было", пронеслось в голове сэра Кристофера. Другой адмирал вот так же вступил в бой, не проинструктировав своих подчиненных, не имея никакого даже самого примерного плана и... И проиграл, конечно. Где и о ком это?9 Впрочем, сейчас уже не важно. Сэр Кристофер снова всмотрелся в горизонт. Пока ничего. - Сэр! Услышал он снова чей-то голос, явно не принадлежавший ни капитану Рею, ни кому-то из его флаг-офицеров. Адмирал обернулся. Рядом с командиром Дифенса стоял младший офицер, имени которого сэр Кристофер не знал. - Сэр... На этот раз заговорил капитан Рей. - Радио с Глазго... Адмирал протянул руку. В нее лег листок бумаги, на котором было торопливо написано несколько строк10. Он все понял. - Боевая тревога, - медленно произнес он. Это была расшифровка еще одной радиограммы Глазго. Люс сообщал, что впереди не один Лейпциг, как все думали до этого момента, а вся эскадра Шпее. Приблизительный курс и скорость – 17 узлов11. Итак, он все-таки их увидит... To be continued ПРИМЕЧАНИЯ: 1 В оригинале: "The Scene: - A heaving unsettled sea, and away over to the western horizon an angry yellow sun is setting clearly below a forbidding bank of the blackest of wind charged clouds. In the centre of the picture lies an immense solitary cruiser with a flag – 'tis the cruiser recall – at her masthead blowing out broad and clear from the first rude kiss given by the fast rising breeze. Then away, from half the points of the compass, are seen the swift ships of a cruiser squadron all drawing into join their flagship: - Some are close, others far distant and hull down, with nothing but their fifth full smoke against the fast fading lighted sky to mark their whereabouts; but like wild ducks at evening fighting home to some well known spot, so are they, with one desire, hurrying back at the behest of their mother-ship to gather around her for the night." Whispers from the Fleet, by Rear Admiral Christopher Cradock, 1908 2 Согласно рапорту капитана Джона Люса от 3 ноября 1914 года. 3 Вряд ли Крэдок об этом задумывался. Задумывался (и писал неоднократно с плохо скрываемым негодованием) Александр Больных, из книги которого "Схватка гигантов" и позаимствованы некоторые пассажи. И разумеется, приказа оставить "Гуд Хоуп" на восточном побережье в природе не существовало. Просто в нашей реальности он занял место "Дифенса". 4 Не поручусь, что капитан Люс действительно родился в Уилстшире, и никак не могу объяснить, почему уроженцы этого графства должны любить коньяк. Скорее уж свои минеральные воды. 5 Подлинный текст депеши Адмиралтейства №18, полученной Крэдоком через Корнель днем 1 ноября: "Дифенс" должен оставаться на восточном побережье под командой Стоддарта. Это оставит достаточные силы на обеих сторонах на случай появления неприятельских крейсеров на торговых путях. Для района м. Горн свободного корабля не имеется. Японский линкор "Хидзен" вскоре ожидается у берегов Северной Америки. Он соединиться с "Идзумо" и "Ньюкасл" и вместе с ними пойдет на юг к островам Галапагосс". Полагаю нет нужды пояснять, что "Хидзен" – бывший "Ретвизан". Вот так по иронии судьбы русский броненосец оказался, хотя и косвенно, вовлеченным в эту историю. 6 Замазанную чернилами ленточку германского ордена на груди Крэдока видел Томас Годдард – адъютант губернатора Фолклендов. 7 Капитан Фосетт Рей (Fawcett Wray) – реальный командир "Дифенса" в тот период. 8 Именно так и прозошло во время Фолклендского боя. Меткая стрельба "Дрездена" не позволила "Глазго" подойти на дистанцию, доступную его 102-мм орудиям, в результате германец сумел уйти, что легло пятном на репутацию капитана Люса, по крайней мере в глазах вице-адмирала Стэрди. 9 Ну, понятно, о ком. Только Крэдок вряд ли знал такие подробности из жизни З.П.Рожественского. 10 Вообще-то радиограмма с "Глазго" была только одна, в которой сообщалось, что замечен на только "Лейпциг", но и вся эскадра фон Шпее. 11 Так потом указал Люс в своем рапорте. Согласно рапорту фон Шпее, скорость германской эскадры составляла в этот момент 14 узлов.
|