Форум ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА 1914-1918 гг


Цусима.SU

ВНИМАНИЕ!!!
Форум переехал на новый адрес http://tsushima.su/forums.
Этот форум больше не поддерживается

Другие тематические ресурсы:
форум ПОРТ-АРТУР;
История Цусимского сражения;
Жизнь Императора Николая II


АвторСообщение





Рапорт N: 112
Откуда: Росийская Империя, Северная Пальмира
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.05.07 10:18. Заголовок: Ледовый поход 10-16.04.1918 года.


О этой "славной" странце истории Балтийского флота написанно много, но как-то все больше касаются уведенных кораблей и самого перехода. За взорами авторов остались сами события приосходящие на судах и в гооде в этот исторический момент. Эвакуация проходила шесть дней некоторые корабли умудрились сделать по несколько рейсов в Кронштадт и обратно. Совершенно неоговаривают судьбы офицеров флота оставшихся в Гельсенфорсе-ведь не все ушли в Кронштадт.
Господа есть ли у кого более менее достоверная информация происходящае в те дни в Финляндии. заранее благодарен за ответы.

Спасибо: 0 
Личное дело Цитата Ответить
Ответов - 147 , стр: 1 2 3 4 All [только новые]





Рапорт N: 126
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.05.07 10:52. Заголовок: Re:


Несколько лет назад начал писать статью об этом деле, но не закончил. Если интересно читать несвязные огрызки - найду и выложу.

Спасибо: 0 
Личное дело Цитата Ответить



Рапорт N: 8
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.05.07 13:31. Заголовок: Re:


Конечно интересно!!!

Спасибо: 0 
Личное дело Цитата Ответить





Рапорт N: 113
Откуда: Росийская Империя, Северная Пальмира
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.05.07 13:43. Заголовок: Re:


vvy
С превеликим удовольствием прочту-прочтем. Я и не мог росчитывать на такую помощь от "метра".
Заранее благодарен, будем ждать. И в развитие темы готов набить и выложить несколько интересных моментов в этом свете.



Спасибо: 0 
Личное дело Цитата Ответить



Рапорт N: 127
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.05.07 13:56. Заголовок: Re:


Гайдукъ пишет:

 цитата:
на такую помощь от "метра".


Да никакая это не помощь. Эта писанина старая, от 1998 г. Т.е. ей около десяти лет. К тому же незаконченная и, видимо, никогда уже закончена не будет.
Уже нашел. Сейчас отсканю и попробую выложить. Кстатит, где выкладывать - тут или во Второй войне в книжной полке (у меня там своя веточка есть)?

Спасибо: 0 
Личное дело Цитата Ответить



Рапорт N: 128
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.05.07 15:21. Заголовок: Re:


Ледовый переход судов Балтийского флота

В.В. Яровой (г. Новокузнецк)

В начале эта операция скромно именовалась "Переход Балтийского флота в Кронштадт в марте—апреле 1918 г.", затем в 20-х гг. ее окрестили "Ледяным переходом", а в 1938 г., в честь 20-летия события, переименовали в "Ледовый поход". После войны стало модным доказывать стратегический характер перебазирования, и переход окрестили "Стратегической операцией Красного Балтийского флота".


Вопрос о переводе наиболее ценных судов Балтийского флота из Гельсингфорса в Кронштадт впервые заслушивался на заседании Центрального комитета Балтийского флота (Центробалта) 19 февраля 1918 г., когда Центробалт (он будет распущен 3 марта, а взамен Совнарком сформирует Совет комиссаров Балтийского флота — Совкомбалт, который будет теперь отдавать приказы по флоту Балтийского моря) ввиду сложившейся военной и политической ситуации предложил привести все имеющиеся суда в готовность к выходу в Кронштадт. Однако окончательное решение проблемы отложилось вследствие трудности перехода в тяжелых зимних льдах. Заключение 3 марта в Брест-Литовске мирного соглашения с Германией, по которому Финляндия признавалась независимым государством, Прибалтика отторгалась от России в пользу Германии, а русские флот и армия подлежали демобилизации, вновь выдвинуло этот вопрос в разряд важнейших и требующих сиюминутного решения.
Первым делом началась демобилизация и сокращение береговых формирований. Уже 3 марта приказом по флоту Балтийского моря расформировываются и "распускаются по домам" Гвардейский экипаж, 1-й и 2-й Балтийские флотские экипажи, Кронштадтский флотский экипаж, Ревельский, Свеаборгский и Абосский флотский полуэкипажи, Николайштадская флотская рота, Береговая рота минной обороны, Морская учебно-стрелковая команда и Школа юнгов. Большая и, как можно предположить, лучшая часть личного состава, составлявшая костяк судовых команд, также предпочла демобилизоваться при первой же возможности (приказом № 114 по флоту Балтийского моря от 5 марта 1918 г. разрешалось "теперь же уволить всех желающих уехать с судов флота", — вскоре об этом своем разрешении Совет комиссаров пожалеет, но будет поздно) и покинула флот.
5 марта приказом № 113 по флоту Балтийского моря была объявлена эвакуация Свеаборгского порта. Это явилось сигналом к грабежу и мародерству. Эвакуация производилась совершено бесконтрольно и беспорядочно, личный состав брал, кто что хотел. Например, подлинному разграблению подвергся транспорт «Обсидиан», на котором хранилось обмундирование. На стоящие в гавани суда началась погрузка всевозможного имущества, начиная от продовольствия и заканчивая роялями и автомобилями. Погруженное добро затем делилось командами судов между собой. Занятые подобным важным делом революционные моряки Красного Балтийского флота, не обращали внимание на то, что происходит вокруг. Это позволило незначительным по количеству финским военным формированиям играючи занять ряд ключевых островов, лежащих на пути следования флота в Кронштадт: 7 марта отряд из 70 финнов занял остров Гогланд, 11 марта 80 финских кавалеристов по льду добрались до острова Соммерс, в тот же день был захвачен и остров Лавенсари, на котором размещались 10-ти и 6-дюймовая артиллерийские батареи.

12 марта в 14 часов первый отряд судов в составе 1-й бригады линейных кораблей («Петропавловск», «Гангут», «Полтава» и «Севастополь») и части 1-й бригады крейсеров («Рюрик», «Адмирал Макаров» и «Богатырь») под проводкой ледоколов «Ермак» и «Волынец» вышел из Гельсингфорса в Кронштадт. Суда двигались только в светлое время суток, останавливаясь на ночь. Совершив четыре ночевки во льдах, отряд подошел к Большому Кронштадтскому рейду 17 марта в 11:30 и еще до наступления темноты во главе с «Ермаком» втянулся в гавань. В тот же день штаб Балтийского флота отдал распоряжение о подготовке к выходу 25 марта второго отряда, основой которого стала часть 2-й бригады линейных кораблей. Однако активизация действий финских воинских формирований помешала этим планам.
Утром 21 марта по фальшивому предписанию в море был отправлен ледокол «Тармо». Днем пробравшиеся на борт финны арестовали всех русских и сочувствующих большевикам финнов, и под финским флагом привели ледокол в Ревель, где он поступил в распоряжение немцев. 23 марта в Гельсингфорс из Кронштадта вернулся «Волынец» и стал под бункеровку. 29 марта также по поддельному письменному распоряжению ледокол был послан в море. Выйдя из гавани, финны арестовали русскую часть команды и отвели «Волынец» в Ревель. Потеря двух из трех морских ледоколов, поставило руководство флота в очень тяжелое положение. 25 марта из Кронштадта был вызван «Ермак», но при следовании в тяжелых льдах залива его 29 марта обстреляла батарея с острова Лавенсари, которую финны захватили 11 марта. После этого ледокол вынужден был бросить якорь у острова Сескар. Предприняв еще одну попытку прорваться в Гельсингфорс, которую пресек финский ледокол «Тармо», «Ермак» 1 апреля возвратился в Кронштадт. Таким образом, второй отряд в составе линейных кораблей «Республика», «Андрей Первозванный», крейсеров «Баян», «Олег» с подводными лодками «Рысь», «Тигр» и «Тур» на буксире смог выйти из Гельсингфорса 4 апреля под проводкой только маломощных ледоколов «Город Ревель» и «Силач».
Между тем приказом по флоту Балтийского моря от 23 марта была введена достаточно дико звучащая должность начальника Морских сил Балтийского флота, на которого возлагалось командование всеми сохранившимся судами. На следующий день тайным голосованием Совета флагманов, происходившим в Гельсингфорсе, начальником Морских сил избирается бывший капитан 1-го ранга, а ныне простой "военмор" и при этом начальник штаба флота А.М. Щастный. Согласно новой иерархии Щастный становится старшим военно-морским начальником флота, но при "самом" главном начальнике — комиссаре флота Н.Ф. Измайлове, как старшим по отношению к Щастному представителе Советской власти на местах.


Спасибо: 0 
Личное дело Цитата Ответить



Рапорт N: 129
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.05.07 15:22. Заголовок: Re:


Находившиеся в Гельсингфорсе английские подводные лодки и транспорты по условиям Брестского пакта подлежали разоружению или уводу в русский порт. Однако англичане решили уничтожить свои суда и по согласованию с Совкомбалтом 4 марта на внешнем Свеаборгском рейде взорвали подводные лодки Е 1, Е 8, Е 9, Е 19, С 26, С 27, С 35 вместе с базой «Амстердам». Несколько позднее там же пришлось затопить транспорты «Эмили» и «Обсидиан» по распоряжению Британского адмиралтейства и по согласованию со Щастным, которое состоялось между ним и английским командиром дивизиона подлодок Кромми 7 апреля.
Полный развал, царивший на судах, приводил к тому, что личный состав порой оказывал активное сопротивление попыткам увести суда в Кронштадт. Наиболее характерен эпизод с портовым судном «Нарген», укомплектованном гражданской командой, которая не желала покидать Гельсингфорс. В связи с этим «Нарген» пришлось занять силой и снабдить военной командой. С другой стороны значительная часть личного состава наоборот, стремилась возможно скорее покинуть Финляндию. В этих случаях суда бросались на произвол судьбы, а команды старались уехать из Гельсингфорса по железной дороге.

Главной проблемой перехода стали даже не ледяные поля или противодействие финских ледоколов и батарей, а полнейшая недисциплинированность команд судов.
Вышедшие в первом эшелоне подводные лодки к 11 апреля без каких либо затруднений дошли до меридиана Котки, но когда здесь 12-го числа их догнали суда, вышедшие позднее, то внесли неразбериху и сумятицу, стараясь обойти лодки и затрудняя им движение.
Неоднократно имели место случаи, когда застрявшие во льду суда открывали по ледоколам артиллерийский огонь с целью принудить их оказать себе помощь. Часто не исполнялись ранее отданные распоряжения по обеспечению перехода, что порой приводило к навигационным авариям. К примеру, в силу того, что посыльное судно «Соболь», которое должно было находиться у маяка Ранкэ для обозначения одноименной банки, самовольно покинуло свой пост, у банки сели на мель яхты «Штандарт», «Полярная Звезда», посыльное судно «Кречет» и транспорт «Ангара». При этом «Кречет» и «Полярная Звезда» получили пробоины ниже ватерлинии, сопровождавшиеся обильной водотечностью. Пробоины "зарабатывались" и при взаимных столкновениях: от таранного удара транспорта «Печора» пострадал эскадренный миноносец «Стерегущий», у которого образовалась значительная течь в машинном отделении. На плаву эсминец удержался благодаря помощи портового судна "Невка", которое помогало откачивать воду.
Стремясь быстрее и любой ценой достичь Кронштадта отдельные транспорты отказывались буксировать назначенные им суда. Так транспорты «Борго» и «Александр Михайлович» отказались от буксировки "новиков", что должны были исполнить согласно утвержденного плана. По той же причине многие суда обгоняли застрявших во льдах товарищей, внося тем самым беспорядок в общее движение. Этот беспорядок особенно усиливался в районе торошения льда. Здесь суда скапливались и долгое время простаивали на одном месте, ожидая пока ледоколы не расчистят дорогу. Командование прилагало нечеловеческие усилия, чтобы привести ситуацию в норму, но ему это мало удавалось. Дело дошло до того, что пришлось назначать "комендантов торосов", которые обязывались следить за порядком во вверенном им районе ледяного пространства. Например, комендантом торосов у знака Тамио был назначен командир 12-го дивизиона эсминцев.
Начавшаяся 15 апреля подвижка льдяных полей на опушке шхер до предела осложнила и без того невыносимые условия перехода. Многие суда пострадали от сжатия льда, в особенности эскадренный миноносец «Боевой», который едва не погиб у маяка Стирсуден в ночь на 19 апреля. У шедшего на буксире у транспорта эсминца «Сибирский стрелок» от ударов о лед произошла сдвижка валов в дейдвудах и стало заливать машинное отделение, но благодаря портовому судну «Нарген» и посыльному судну «Хорек», которые непрерывно откачивали воду, эсминец все же добрался до Кронштадта.


Спасибо: 0 
Личное дело Цитата Ответить





Рапорт N: 114
Откуда: Росийская Империя, Северная Пальмира
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.05.07 15:25. Заголовок: Re:


vvy
Давайте здесь.

На книжную полку ВМВ в любой момент перебросить сумеем.


Вот такая фотография Гельсенфорс весна 1918 года. Интернированные корабли. В городе хозяйничают немцы. Из всего изображенного опознал только буксир на нем читается название "В.G" на трубе марка G. Судьбы и истории эго так и незнаю. На мачтах других судов немецкие флаги.
В свете темы можно разобрать кто есть кто.


Спасибо: 0 
Личное дело Цитата Ответить



Рапорт N: 41
Корабль: ФСЛО Ярославна
Откуда: Россия, Санкт Петербург Царское Село
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.05.07 16:42. Заголовок: Re:


Гайдукъ пишет:

 цитата:
Из всего изображенного опознал только буксир на нем читается название "В.G"


B-6

Спасибо: 0 
Личное дело Цитата Ответить





Рапорт N: 115
Откуда: Росийская Империя, Северная Пальмира
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.05.07 09:18. Заголовок: Re:


Так например ЭМ «Орфей» покинул Гельсинфорс только благодаря ТР «Бурлак» увевшем его на буксире из гавани в тот момент когда бои между финнами шли уже на стенке. Сам же ЭМ своим ходом идти не мог так как у него был погнут левый гребной вал, а в правой турбине была «капуста»- лопатки смяты аварией в турбине еще во время осенних походов. 12 апреля с него часть команды перешла на ЭМ «Стерегущий» который мог дать ход но в его экипаже начитывалось всего 4 человека, и так далее.

С судов бежали не только матросы, некоторые офицеры вспомнив о своих "инородных" корнях также подали рапорты и подались искать счастья на малую родину образовующиеся прибалтийские республики и молодой финский флот. Были даже несколько офицеров поляков покинувших на этой волне суда и отправившихся домой.

Складывается впечекление что флот агонизиовал и то что его (часть) удалось вывести даже не заслуга определенных людей хотя их заслуги никто не умиляет а простое стечение обстоятельств. Части людей хотелось домой вот они и воспользовались "попутным" транспортом чтобы туда добраться. да еще наверное жалкие остатки той спайки-колектива складывавшегося годами и недоконца розагитированого большевиками.
Как вывод переход удался благодаря простым матросам желающим побыстрей добраться домой.
Наверняка посыпятся нападки за эти мои выводы посему заранее приношу извенение - сие только мое мнение.

Спасибо: 0 
Личное дело Цитата Ответить



Рапорт N: 44
Корабль: ФСЛО Ярославна
Откуда: Россия, Санкт Петербург Царское Село
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.05.07 10:50. Заголовок: Re:


Интересная ссылка правда на финском
http://www.helsinki.fi/~jjeerola/baltlaiv.htm

Спасибо: 0 
Личное дело Цитата Ответить





Рапорт N: 116
Откуда: Росийская Империя, Северная Пальмира
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.05.07 11:12. Заголовок: Re:


8 апреля 1918 года Металический завод командировал в Гельсенфорс для производства ремонта судов Мастера завода ШехоботинаА.С,рабочих ЕсиповаМ.И, Бобкова Ф.В., Корнеева И.О.,Рачека С.М.. В инструментальном цехе завода в это же время был изготовлен и отправлен заказчику комплект ключей для аэроустановки линейного корабля "Гражданин"... (без критики цытата)

агония агонией а жизнь продолжалась и даже ремонтом занимались-Россия.

Спасибо: 0 
Личное дело Цитата Ответить



Рапорт N: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.05.07 23:23. Заголовок: Re:


pz.kpfw
Судя по всему, эта ссылка представляет собой список кораблей базирующихся на Гельсингфорс и может датироваться не позже 27 февраля 1917 г., поскольку командиром "Авроры" указан капитан 1-го ранга Никольский, а командующим флотом - Непенин. "Аврора", как известно, в это время находилась на ремонте в Петрограде, но относилась ко 2-й бригаде крейсеров, базирующейся на Гельсингфорс. Так что к Ледовому походу она отношения не имеет, хотя сама по себе и интересна. Спасибо.

Гайдук
Я бы не стал так цитировать Л.Соболева. Он, в отличие от И.Исакова, который тоже участвовал в "Ледовом походе" на "Изяславе" и чьи рассказы почти документальны, как писатель очень любил присочинить. По моему, достаточно того, что повреждения "Орфея" связаны не с аварией, а с подрывом на мине в ноябре 1917 г.

Спасибо: 0 
Личное дело Цитата Ответить
постоянный участник


Рапорт N: 140
ссылка на сообщение  Отправлено: 09.05.07 05:30. Заголовок: Re:


vvy
Огромное спасибо! Прочёл с интересом.

Спасибо: 0 
Личное дело Цитата Ответить



Рапорт N: 34
ссылка на сообщение  Отправлено: 09.05.07 07:23. Заголовок: Re:


Да- тема оказалась куда глубже чем о ней думал раньше.
Огромное спасибо!

Спасибо: 0 
Личное дело Цитата Ответить
постоянный участник


Рапорт N: 207
Откуда: Latvija, Riga
ссылка на сообщение  Отправлено: 09.05.07 11:36. Заголовок: Re:


Гайдукъ пишет:

 цитата:
С судов бежали не только матросы, некоторые офицеры вспомнив о своих "инородных" корнях также подали рапорты и подались искать счастья на малую родину образовующиеся прибалтийские республики и молодой финский флот. Были даже несколько офицеров поляков покинувших на этой волне суда и отправившихся домой.

Скажите, а что им было делать "дома" ждать когда деклассированый елемент их по пьяне пристрелит или на штыки понимет :-(( ...
Гайдукъ пишет:

 цитата:
Как вывод переход удался благодаря простым матросам желающим побыстрей добраться домой.
Наверняка посыпятся нападки за эти мои выводы посему заранее приношу извенение - сие только мое мнение.

А вот мое мнение, и тоже сразу замечу "...сие только мое мнение..." и я его никому не навязываю :-)) , перход состоялся вопреки "...простым матросам желающим побыстрей добраться домой..." :-)), да и вопреки желанию новой власти, которым по сути то флот не нужен был, и они его в Брест-Литовске "продали" немцам, и только стараниями офицеров и сознательных матросов (которых оставалось очеееень мало), флот смогли увести в Кронштадт и Питер ...
Впрочем за что потом и поплатились :-((, вспомните Щастного, вспомните Коронштадт в 1921 г. вспоминте выступления на Минной дивизии и т.д. и т.п.
Вообщем как резюме, то чего так сильно хотелось всем этим "халифам на час" получилось, флот развалили, удалили с флота наиболее ценный "кадр" Кондукторов унтеров боцманов и прочая и прочая. Посорили офицерский состав и рядовым ... Ну а потом под шумок и вообще флот порезали на метал ...

С уважением, В.

Спасибо: 0 
Личное дело Цитата Ответить



Рапорт N: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 09.05.07 12:36. Заголовок: Re:


Хотел бы поделиться некоторыми своими предположениями насчет части оставшихся в Финляндии кораблей и судов, навеянными после знакомства с документами Свеаборгской крепости. Сразу оговорюсь - пишу по памяти, не заглядывая в сделанные выписки. А суть в следующем. После объявления независимости Финляндии все недвижимое имущество русской армии было объявлено финской собственностью. В частности, это коснулось Свеаборгской и Выборгской крепостей со всем имуществом, батареями, судами и запасами вооружения. При этом русским офицерам и солдатам этих крепостей было предложено поступить на финскую службу и продолжать нести свои прежние обязанности. В частности, в Свеаборгском крепостном минном батальоне таких оказалось примерно треть. Соответственно, в начавшейся гражданской войне белые финны рассматривали их не как военнослужащих другого государства, а как врагов со всеми вытекающими отсюда последствиями. Поэтому эти люди в первую очередь и постарались унести ноги. А крепостные пароходы, в том числе минные транспорты "Свеаборг", "Воин", "Выборг", кабельный пароход "Садко" и куча разной мелочи и не должны были уводиться в Кронштадт. Тем не менее, туда ушли пароход штаба крепости "Свеаборг", кабельные пароходы "Смелый", "Бойкий" и "Молодец".
Могу предположить, что финнам, для организации своего военно-морского флота, было передано некоторое количество небольших боевых кораблей и судов, типа миноносцев типа "Сокол" (документов о такой передаче я не встречал, но могу предположить, что они были) и к ним справедливо все, что было сказано выше по крепости. Кроме того, должны были остаться в Финляндии все мобилизованные суда, ранее принадлежавшие финским владельцам или ходившие под финским флагом. Вот они и остались. Еще раз подчеркну - все что касается кораблей и судов флота только мои предположения.

Спасибо: 0 
Личное дело Цитата Ответить



Не зарегистрирован
ссылка на сообщение  Отправлено: 09.05.07 13:41. Заголовок: Re:


По флоту - у меня есть данные импортных источников со списком возвращенного финами в 22 году и наш возврат им (в том числе ледокол Аванс и другие - соотношение 160 с небольшим против почти 20) и это при том , что вернули финны все же не все - а часть возвращенного сразу же на месте сдали на слом (по флотской части это наверное первый реальный успех молодой советской дипломатии)

Спасибо: 0 
Цитата Ответить



Рапорт N: 136
ссылка на сообщение  Отправлено: 09.05.07 14:12. Заголовок: Re:


Тритон пишет:

 цитата:
Тем не менее, туда ушли пароход штаба крепости "Свеаборг", кабельные пароходы "Смелый", "Бойкий" и "Молодец".


Насчет КС "Смелый", "Бойкий" и "Молодец" - все правильно. А вот "Свеаборг" все же достался финнам - впоследствии переименован в "Lainetar".

Спасибо: 0 
Личное дело Цитата Ответить



Рапорт N: 5
ссылка на сообщение  Отправлено: 09.05.07 19:43. Заголовок: Re:


vvy
Дело в том, что в Свеаборгской крепости было два! "Свеаборга". Первый - минный транспорт Свеаборгского крепостного минного батальона. Он действительно остался в Финляндии. Второй - пароход штаба крепости. По моим данным он ушел. Вот его я и имел в виду. А Вы про какой говорите? Или по Вашим данным они оба остались?

Рамзес
Да, действительно такой список существует как приложение к мирному договору с Финляндией. В нем, кстати, полно разных катеров.

Спасибо: 0 
Личное дело Цитата Ответить





Рапорт N: 117
Откуда: Росийская Империя, Северная Пальмира
ссылка на сообщение  Отправлено: 10.05.07 08:34. Заголовок: Re:


Тритон пишет:

 цитата:
что повреждения "Орфея" связаны не с аварией, а с подрывом на мине в ноябре 1917 г.

Согласен и сам хотел исправить. Уж даже набил дома ответик. Писатель подвел.

Спасибо: 0 
Личное дело Цитата Ответить





Рапорт N: 118
Откуда: Росийская Империя, Северная Пальмира
ссылка на сообщение  Отправлено: 10.05.07 09:12. Заголовок: Re:


Тритон пишет:

 цитата:
Гайдук
Я бы не стал так цитировать Л.Соболева.

А и бог с ним. еще поцитирую-нрависа. Предвкушая слова уважаемого Тритонвнес незначительные правки.

В апреле тяжелые льды закрывали гельсингфорсскую гавань. Балтийский флот лишался своей базы. Корабли надобыло спасти, надо было вывести их через льды в Кронштадт. С неисправными частично разобраными машинами, почти без топлива балтийские моряки уводили корабли – все, которые хоть как-нибудь могли двигаться. Линкоры и крейсера, миноносци и подлодки шли по пробитой «Ермаком» одним из немногих оставшихся ледоколов ледяной дороге.
Не все корабли смогли начать переход. На эскадренном миноносце «Орфей» стоящем в южной гавани Гельсинфорса был погнут левый гребной вал, а в правой турбине была «капуста»- лопатки смяты аварией в турбине еще осенью 1917 года после подрыва на немецкой мине. Моряки оставшиеся на его борту наблюдали как порт один за одним своим ходом покидали русские корабли. Сам же эсминец своим ходом идти не мог. Экипаж эсминца не знал удастся ли спасти корабль. 11 апреля часть команды перешла на стоящий рядом эсминец «Стерегущий» который мог дать ход но в его экипаже начитывалось всего 4 человека. Розвив пары «Стерегущий» малым ходм покинул гавань где пристроился к колоне уходящих судов.
Утром 12 апреля бои начались в самом порту. «Белые» фины пытались выбить из порта рабочьи отряды. Экипажи советских судов оставальсь невольными свидетелями сковаными условиями мирного договора. К эсминцу задним ходом подошел грязный пузатый транспорт под советским флогом. В старом флоте такие суда имели презрительное наименование «бандура» или «купец». И вот такая бандура с парадным ходом в шесть узлов подошла к изящьномуи стройному но обезноженому миноносцу. На корме читалось «Бурлак».
На транспорте копошилось несколько матросов. Один из них ловко забросил на палубу миноносца бросательный конец и подвел к его кнехтам шестидюймовый трос. Минута и транспорт дал обратный ход медленно выводя миноносец из гавани.
Переход «Бурлака» ведшего на буксире «Орфей» занял двенадцать дней. Транспорт раздвигал своим широким пузом разбитые «Ермаком» льды. Спасая собственным бортами тонкие и изящьные обводы военного корабля.
В «Ледовом походе» торговыый флот оказал военному неоценимую услугу. Ледоколы «Ермак» и «Аванс» и другие разбивали лед для провода боевых кораблей. Транспорты «Люси», Бурлак», «Иже», «Веди» и десятки других крепкими корпусами пробились через лёд ведя на буксире миноносцы и подводные лодки вывозя в своих трюмах накопленное годами безценное флотское имущество.


Спасибо: 0 
Личное дело Цитата Ответить



Рапорт N: 46
Корабль: ФСЛО Ярославна
Откуда: Россия, Санкт Петербург Царское Село
ссылка на сообщение  Отправлено: 10.05.07 09:46. Заголовок: Re:


Кстати есть ли списки судов Свеаборгской крепости хотя бы приблизительные?(А то есть фотка Стационара №15 неужто было 15 шт?Что за Граф Тотлебен Солдат Матрос(судя по всему их было мнооого разных с одним названием))
и всё это финнам досталось?

Спасибо: 0 
Личное дело Цитата Ответить





Рапорт N: 119
Откуда: Росийская Империя, Северная Пальмира
ссылка на сообщение  Отправлено: 10.05.07 10:26. Заголовок: Re:


pz.kpfw пишет:

 цитата:
Солдат

через финов у латышей
pz.kpfw пишет:

 цитата:
Матрос

у эстов. Правда Матросов было несколько-все ли крепостные?

Спасибо: 0 
Личное дело Цитата Ответить





Рапорт N: 120
Откуда: Росийская Империя, Северная Пальмира
ссылка на сообщение  Отправлено: 10.05.07 13:58. Заголовок: Re:


vvy пишет:

 цитата:
Эвакуация производилась совершено бесконтрольно и беспорядочно, личный состав брал, кто что хотел. Например, подлинному разграблению подвергся транспорт «Обсидиан», на котором хранилось обмундирование.

vvy пишет:

 цитата:
Несколько позднее там же пришлось затопить транспорты «Эмили» и «Обсидиан» по распоряжению Британского адмиралтейства и по согласованию со Щастным, которое состоялось между ним и английским командиром дивизиона подлодок Кромми 7 апреля.


А что жалеть то всеравно позже на дно ушло бы а так матросики "пребарахлились".
Вот только странно что считающийся финским ледокол "Аванс" остался за советами а "Волынец" с русским экипажем фины прибрали себе. Неуж-то им нужен был именно этот линейный ледокол?

Спасибо: 0 
Личное дело Цитата Ответить



Рапорт N: 137
ссылка на сообщение  Отправлено: 10.05.07 14:15. Заголовок: Re:


Тритон пишет:

 цитата:
Второй - пароход штаба крепости. По моим данным он ушел.


Про этот я не знаю. Выше писал о минном транспорте.

Спасибо: 0 
Личное дело Цитата Ответить



Рапорт N: 103
ссылка на сообщение  Отправлено: 11.05.07 05:51. Заголовок: Re:


Тритон пишет:

 цитата:
повреждения "Орфея" связаны не с аварией, а с подрывом на мине в ноябре 1917 г.


А кто-нибудь подробности знает?

Спасибо: 0 
Личное дело Цитата Ответить



Рапорт N: 6
ссылка на сообщение  Отправлено: 12.05.07 20:46. Заголовок: Re:


pz.kpfw пишет:

 цитата:
Кстати есть ли списки судов Свеаборгской крепости хотя бы приблизительные?(А то есть фотка Стационара №15 неужто было 15 шт?Что за Граф Тотлебен Солдат Матрос(судя по всему их было мнооого разных с одним названием))
и всё это финнам досталось?



Как таковых списков судов Свеаборгской крепости не существует. Беру на себя смелость сказать, что у меня есть, практически, названия всех пароходов, моторных катеров и барж, состоявших в Управлениях и частях этой крепости. К сожалению, подготовленный мною, в свое время, список этих судов, оканчивается на 1914 г. Суда, мобилизованные для крепости после начала войны, у меня тоже есть, но внести их в этот список все никак не соберусь. Если мне память не изменяет, в Свеаборгской крепости к октябрю 1917 г. было около 40 пароходов, паровых и моторных катеров.
Теперь насчет стационеров. На фото с бортовым № 15 изображен не стационер, а рабочий минный катер, вероятнее всего, Свеаборгской крепостной минной роты постройки Ижорского завода. На 1914 г. в роте было только 3 таких катера (затем 8). По спискам плавучих средств роты они проходят совсем под Стационеры в Свеаборгском крепостном минном батальоне (бывшая минная рота) в количестве 2-х штук появились только после начала войны и так и назывались "Стационер № 1" и "Стационер № 2". Внешне они похожи - и у рабочего минного катера, и у стационера в кормовой части установлена характерная кран балка. А вот назначение у них было разным. У меня в тетрадях где-то есть наставление для минных рот где расписаны фунции каждого плвсредства. Написано оно, правда, для гребных судов, но, насколько я знаю, с появлением моторных судов оно продолжало действовать. Исчезли только гребцы 12-ти и 14- весельных барказов, с которых производилась минная постановка. А минные транспорты служили как склады мин и балластов и как плавучие казармы для отдыха экипажей катеров. Что касается № на борту минного катера, то это, вероятно, № по плавучим средствам крепости, финансируемым по ГИУ (ГВТУ). Артиллерийские управления крепостей стояли особняком поскольку финансировались по ГАУ.
"Граф Тотлебен" - пароход Свеаборгского инженерного управления, приобретенный после начала войны.
Кстати. Финнам также достались, видимо, в полном составе и суда Выборгской крепости.
По Балтике у меня, к сожалению, имеютя полные списки плавучих средств только Выборгской и Кронштадской крепостей на декабрь 1917 г. По Усть-Двинской и Свеаборгской крепостям - только фрагментарные.
Ниже привожу список (неполный) плавучих средств Свеаборгской крепости.

Плавучие средства Свеаборгской крепости.
Штаб крепости:
пассажирский пароход "Свеаборг", пассажирский пароход "Марс", буксиро-пассажирский пароход "Граф Каменский", паровой катер "Граф Сухтелен", моторные катера: "Караульный", "Комендантский", моторная лодка "Штабной".
Крепостное Инженерное управление:
пароходы: "Инженер", "Рабочий", "Меркатор", "Генерал Буйницкий" (б. "Иорма II"), "Граф Тотлебен", "Смелый", паровая баржа "Стуро-Миел-Э", 11 моторных лодок за №№ 1-11.
Минная рота (батальон):
минные транспорта: "Свеаборг", "Воин", "Выборг" (б. немецкий), кабельные пароходы: "Садко", "Смелый", "Бойкий", "Молодец", пароход"Успех", паровая шлюпка "Опыт", стационеры: № 1-й и № 2-й, 8 рабочих минных катеров, 2 моторных катера.
Крепостная артиллерия:
пароходы: "Бомба", "Выстрел", "Витязь", "Артиллерист", "Сириус", "Рефсэ II", "Хоуру", "Фейерверкер", паровая баржа "Бурлак", паровая шлюпка "Пушкарь", моторные катера: "Картечь", "Граната", "Шрапнель", "Ракета", "Пескарь", "Вольта", "Ампер", "Электротехник", "Сокол", "Кречет", "Лебедь", "Канонир", "Бомбардир".

Спасибо: 0 
Личное дело Цитата Ответить



Не зарегистрирован
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.05.07 00:44. Заголовок: Re:


Несколько из них построены на Мосто и Машиностроительном заводе в Гельсингфорсе
(сейчас известный финский крановый завод Коне)
Sadko 1901 г 79 грт 240 лс
Sveaborg 1904 261 320 (заградитель) – в 45 по репарациям его вернули СССР правда судьбы у нас не знаю
Graf Kamenskij 1913 110 220 (по списку верфи ледокольный буксир)
Graf Totleben 1914 300 100 (винтовой пароход)
Если порыться и еще на несколько из этого списка можно данные найти

Спасибо: 0 
Цитата Ответить



Рапорт N: 138
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.05.07 06:39. Заголовок: Re:


Тритон пишет:

 цитата:
Плавучие средства Свеаборгской крепости.


Спасибо, но список явно не полный. К тому же, не ясно на какой год он составлен.

Тритон пишет:

 цитата:
пассажирский пароход "Марс",


"Mars" - буксирный пароход финских судовладельцев, в конце 1915 г. привлечен по военно-судовой повинности и первоначально включен в состав плавсредств пристани Мянтилуото. Вероятно, впоследствии передан Свеаборгской крепости.

Тритон пишет:

 цитата:
"Меркатор",


"Mercator" - буксирный пароход финских судовладельцев, в начале ноября 1914 г. привлечен по военно-судовой повинности и включен в состав пласвредств Свеаборгской крепости.

Тритон пишет:

 цитата:
"Генерал Буйницкий" (б. "Иорма II"),


"Jorma II" - буксирный пароход финских судовладельцев, в конце 1915 г. привлечен по военно-судовой повинности и первоначально включен в состав плавсредств пристани Мянтилуото. Вероятно, впоследствии передан Свеаборгской крепости.

Тритон пишет:

 цитата:
"Сириус",


"Sirius" - буксирный пароход финских судовладельцев, в октябре 1914 г. привлечен по военно-судовой повинности и включен в состав пласвредств Свеаборгской крепости.

Тритон пишет:

 цитата:
"Рефсэ II",


"Rafso II" - буксирный пароход финских судовладельцев, в начале ноября 1914 г. привлечен по военно-судовой повинности и включен в состав пласвредств Свеаборгской крепости.

Тритон пишет:

 цитата:
"Хоуру",


"Houru" - буксирный пароход финских судовладельцев, в 1915 г. привлечен по военно-судовой повинности и первоначально включен в состав плавсредств пристани Мянтилуото. Вероятно, впоследствии передан Свеаборгской крепости.






Спасибо: 0 
Личное дело Цитата Ответить



Рапорт N: 139
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.05.07 06:47. Заголовок: Re:


Тритон пишет:
[quote]"Выборг" (б. немецкий), [/quote0]
Быв. немецкий товарный пароход "Henni".

У меня есть вопрос в связи с бывшими немецкими судами. В июле 1914 г. в СПб были задержаны пароходы немецких судовладельцев "Russland" и "Virgilia". Затем они были переданы Военному министерству. Есть ли информация, когда именно были переданы и что с ними было дальше?

Спасибо: 0 
Личное дело Цитата Ответить



Не зарегистрирован
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.05.07 10:39. Заголовок: Re:


Для VVY - если Вы об этих, то так
EVROPA 1883 г Builder:Howaldt Bros Location of yard:Kiel Yard No:82 Launch Date : 2.83 Type:C Tons:681 History:1904 RUSSLAND (герм DG Argo) - 15 MSTA(БФ) -18 RUSSLAND (герм DG Argo) – 23 KONIGSBERG (герм Ivers & Arlt) на слом - 2q.28
VIRGILIA 1911 г Builder:Howaldtswerke Location of yard:Kiel Yard No:543 Launch Date: 5.11 Date of completion:6.11Type:C Tons:1079 Length overall:LPP:68.9 Beam:10.5 Owner as Completed:A.Kirsten,Hamburg Flag:GE History:15 SVIR' (БФ) -18 VIRGILIA (A.Kirsten,Hamburg) погиб - collision near Grauerort ,Lower Elbe 22.7.36
Или были еще какие – то интернированніе русскими в Питере с такими именами ?
А Выборг с 18 снова HENNY ( герм R.C.Gribel ) и погиб на мине у Мемеля 28.11.41


Спасибо: 0 
Цитата Ответить



Рапорт N: 278
ссылка на сообщение  Отправлено: 27.05.07 18:16. Заголовок: Re:


С удовольствием прочитал рассказ Виктора Ярового о ледовом походе. Если советы
рассказывали о его героизме, Бунич писал, что Щастный нарушил секретный
договор между Германией и большевиками, то тут, наконец-то написали правду.

Это первое его произведение, прочитанное мною, в котором описывается операция, а не история корабля. Хочу сказать, что это удалось, поскольку есть интрига (правда знаешь чем она закончится), то читается более увлекательно, чем история корабля.

На мой взгляд, после доработки, работа достойна публикации. Тем более, что в следующем году 90-летие похода.


Спасибо: 0 
Личное дело Цитата Ответить





Рапорт N: 123
Откуда: Росийская Империя, Северная Пальмира
ссылка на сообщение  Отправлено: 28.05.07 07:40. Заголовок: Re:


Андрей Рожков
Уже работаем
Андрей Рожков пишет:

 цитата:
Тем более, что в следующем году 90-летие похода.


Есть надежда что после отправки наработок уважаемому Виктора Яровому он даст согласие на использование его материала.

Спасибо: 0 
Личное дело Цитата Ответить



Рапорт N: 51
Откуда: Российская империя, Санкт-Петербург
ссылка на сообщение  Отправлено: 28.05.07 11:08. Заголовок: Re:


Андрей Рожков пишет:

 цитата:
о тут, наконец-то написали правду.


Немцы в 18 году собирались оккупировать Финляндию? собирались. Флот нужно было увести чтоб он не достался немцам? нужно. Куда могли отвести его? в Кронштадт? Туда. Все это было сделано? было. Об этом знали все года после 18 года? знали. Какая Вам еще правда нужна???

Спасибо: 0 
Личное дело Цитата Ответить



Рапорт N: 279
ссылка на сообщение  Отправлено: 28.05.07 20:18. Заголовок: Re:


Дилетантский вопрос. Ледовый поход был в апреле. А когда обычно Балтика покрыта льдом?

Спасибо: 0 
Личное дело Цитата Ответить





Рапорт N: 124
Откуда: Росийская Империя, Северная Пальмира
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.05.07 07:48. Заголовок: Re:


Андрей Рожков Андрей Рожков пишет:

 цитата:
А когда обычно Балтика покрыта льдом?

Из года в год по разному.
denis пишет:

 цитата:
Какая Вам еще правда нужна???


Правда о происходящем в етот момент на флоте , на судах.

Спасибо: 0 
Личное дело Цитата Ответить



Рапорт N: 52
Откуда: Российская империя, Санкт-Петербург
ссылка на сообщение  Отправлено: 01.06.07 11:13. Заголовок: Re:


Гайдукъ пишет:

 цитата:
Правда о происходящем в етот момент на флоте , на судах.


БАРДАК!

Спасибо: 0 
Личное дело Цитата Ответить





Рапорт N: 126
Откуда: Росийская Империя, Северная Пальмира
ссылка на сообщение  Отправлено: 01.06.07 14:38. Заголовок: Re:


denis пишет:

 цитата:
БАРДАК!


Так вот о нем красивыми словами и хочется узнать, осознать, обработать информациюю и довести публике.
Все писали как уходили . кто уходил-но не слова о кто остался. как остался, почему не ушёл. Понять почему кадровые офицеры не сумев орентироваться в часто меняемой обстановке попросту покончили собой либо умерли от нервной болезни (страха перед происходящим) как мой дед генерал - инженер, Управляющий южной железной дорогой.

Спасибо: 0 
Личное дело Цитата Ответить
постоянный участник


Рапорт N: 211
Откуда: Latvija, Riga
ссылка на сообщение  Отправлено: 01.06.07 15:46. Заголовок: Re:


Гайдукъ пишет:

 цитата:
Правда о происходящем в етот момент на флоте , на судах.

Если в кратце, у одних СТРАХ, у кого то за себя, у кого то за семью которая осталась в Питере или еще где под большевиками, становясь тем самым заложниками ... У кого то долг перед Родиной, не дать захватить корабли противнику, у кого то просто шкурный интерес, побыстрей смыться, чтобы не отвечать за дела свои ...
Гайдукъ пишет:

 цитата:
Понять почему кадровые офицеры не сумев орентироваться в часто меняемой обстановке попросту покончили собой

Как мне кажется они просто разочаровались в жизни, отдав службе России всю свою жизнь, и честно служа, в оконцовке остались отринутыми всеми, Царь предал отречением, народу они были попросту не нужны, заграница им была не нужна ... А так полное решение всех проблем :-(((. Я не хочу никого обидить, и не имею никого ввиду, просто высказываю свое мнение по поводу самоубийства : я считаю, что самоубийство это малодушие (если не считать редких случаев), самоудаление от проблем, и перекладывание этих проблем на плечи других ...

С уважением, В.

Спасибо: 0 
Личное дело Цитата Ответить



Рапорт N: 280
ссылка на сообщение  Отправлено: 05.06.07 18:49. Заголовок: Re:


В последнем абзаце Вы пишите: «Начавшаяся 15 апреля подвижка льдяных
полей». Может ледяных? Или это особенности русского языка 100-летней
давности? Если это так, то будет крайне интересно прочитать материал с
частично сохранённой орфографией тех лет (без ъ, уж очень это
затруднительно). Так, например, меня очень заинтересовала орфография книги
1935 года издания «Военное кораблестроение» Эверса с их «систернами» вместо
«цистерн».


Спасибо: 0 
Личное дело Цитата Ответить
Ответов - 147 , стр: 1 2 3 4 All [только новые]
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 2
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет



© 2002-2006, Форумы ВМИ Rambler's Top100